Как Госкино пыталось запретить «Чучело», и в чем секрет сюжета картины

<br />
Как Госкино пыталось запретить «Чучело», и в чем секрет сюжета картины<br />

Фото:
Кадр из фильма "Чучело"

Комментарии

Все новости на карте

Драматический фильм «Чучело», поставленный Роланом Быковым, основан на одноименной повести Владимира Железникова, которая была вдохновлена случаем, произошедшим с племянницей автора: девочка взяла на себя чужую вину, за что весь класс объявил ей бойкот. Премьера картины сопровождалась широким общественным резонансом. Для зрителей кинолента стала настоящим откровением, а в Госкино пытались остановить запуск фильма. О том, что именно не нравилось киночиновникам — в материале «Рамблера».

Попавший в Госкино сценарий сразу же запретили в связи с отрицательным образом советских школьников. Железников после этого переписал сюжет и опубликовал повесть в журнале "Пионер", где ее и прочитал Ролан Быков, заинтересовавшийся задумкой. Все проблемы с худсоветом режиссер взял на себя.

Быков пригласил в фильм всю свою семью: жену Елену Санаеву, пасынков Олега и Павла, а также планировал снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, однако их отношения к тому моменту претерпели изменения.

Предполагалось, что в образе Бессольцева должна чувствоваться мудрость, богатый жизненный опыт и забота по отношению ко внучке. Появившийся на пробах Юрий Никулин сразу же решил вопрос с выбором актера, подходящего для воплощения такого персонажа. А роль главной героини режиссер отвел Кристине Орбакайте. Причем раньше он утвердил юную Наталью Ковалеву, однако полного совпадения Быков не наблюдал. Дочь Пугачевой сперва не смогла убедить постановщика на этапе фотопроб: Быков посчитал, что ей только ротой солдат командовать. После, однако, он изменил свое мнение ввиду того, что время изменилось и невинность может обладать волей и быть способной на самозащиту.

Госкино кандидатуры Никулина и Орбакайте категорически не нравились, поскольку "клоун" и "дочь певицы" не могли играть в социальной драме. Угроза закрытия картины буквально витала в воздухе.

На съемках постановщик то и дело замечал журналистов и активно выпроваживал их с площадки, поскольку Госкино нужен был любой предлог, чтобы прекратить работу над такой спорной картиной. Несмотря на опасность просачивания информации о съемках в СМИ и недовольство как актерским кастом, так и сюжетом, создание киноленты ничего не остановило.

Выход фильма спровоцировал настоящий «взрыв» мнений: одна группа критиков требовала уничтожить киноленту, другие восторгались смелостью и некоторой «дерзостью» Быкова, отмечая, что показанная история соответствует реальному положению дел.

Педагогические коллективы были в бешенстве, требуя, чтобы постановщик приехал и доказал свое виденье. Быков приводил аргументы и убеждал людей о том, что руководствовался только собственной совестью при создании картины. Фильм оценили на Западе, а у нас о нем заговорили как о культовом и опередившем свое время только через несколько лет.

Сам режиссер в одном из своих последних интервью признавался, что "Чучело" действительно имеет с реальностью много общего:

«Мне приходило очень много писем, в которых люди — дети, старики, взрослые — говорили, что этот фильм снят про них. «Чучело — это мы», — писали они. Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело — это я…» — откровенно рассказывал Быков.

Источник: rambler.ru